Часто ребенок, еще недавно такой открытый и милый становится чужим и колючим. Чаще всего родителям невдомек, что именно их поведение стало причиной разительных перемен в ребенке.
Родителям безразлична жизнь ребенка. Они не пытаются следить за интересами, увлечениями ребенка, не знают, где и с кем он бывает. Ребенок имеет ничем не ограниченную свободу. Родители озабочены лишь материальным обеспечением ребенка, а его духовные потребности для них не имеют значения. В результате ребенок заполняет душевную пустоту на стороне, что часто плачевно заканчивается.
Противоположная ситуация – гиперопека, тоже не приносит желаемых плодов. Родители контролируют каждый шаг ребенка, пытаются подстроить его под себя, полностью игнорируя его индивидуальность. В итоге, из чрезмерно опекаемых детей вырастают либо беспомощные приспособленцы, либо агрессивные, идущие всему и всем наперекор люди.
Бывает, что родители, стремясь во всем угодить своему чаду, обеспечивают его всем необходимым. Ребенок привыкает все получать без приложения каких-либо усилий. Вырастая эгоистом, ребенок испытывает большие трудности в жизни. К тому же, родители у таких детей авторитетом зачастую не пользуются и воспринимаются лишь спонсорами.
Избыточная строгость также не даст хорошего результата. Жесткие наказания и суровость в отношениях между родителями и детьми, вызывают в детях страх и замкнутость. Физические наказания унижают личность ребенка, заставляют его чувствовать себя жертвой. Впоследствии эти дети проецируют такие отношения во взрослую жизнь, становясь жестокими и бессердечными.
Часто родители по каким-либо причинам не воспринимают ребенка. Малыш находится на правах «падчерицы». Дети очень остро чувствуют эмоциональную холодность взрослых, особенно это осложняется наличием других детей в семье. Дети, выросшие в таких семьях, очень обидчивы, ранимы и часто с комплексом неполноценности.
Многие родители, потерпевшие фиаско в своей жизни, переносят свои мечты и амбиции на собственных детей, не обращая внимания на их интересы и желания. Пытаясь вырастить из ребенка « академика», они отправляют его на десятки различных занятий и секций, лишая тем самым малыша детства. Пытаясь не разочаровать родителей, дети становятся беспокойными, нервными или, наоборот, становятся равнодушными и делают все для галочки.