Рисование служит для человека не только инструментом самовыражения. Оно вытягивает наружу переживания, отношение к миру, является отпечатком эмоций.
Любая картинка, возникая сначала в воображении, пропускается через себя. Уже затем ощущение воплощается в рисунке. Очень умело пользуются этим инструментом дети. В детских садах и школах часто предлагают группе ребят изобразить тот или иной предмет либо ситуацию. Взяв в руки карандаш или кисть, каждый ребенок выполнит задание по-своему. По рисунку можно понять эмоциональное состояние юного художника. На бумаге он выражает свои переживания, стресс. Определенный вывод о ситуации можно сделать на основании нескольких изображений, сделанных в течение определенного промежутка времени.
Как расшифровать детские рисунки? Если тема рисования свободная, следует, прежде всего, обратить внимание на сюжет. Обычно дети изображают дома, деревья, цветы, природу, людей и животных.
Если люди отсутствуют на рисунке, возможно у ребенка в реальной жизни возникают трудности в общении.
Зубастые, злобные монстры или уродливые существа указывают на нестабильное эмоциональное состояние и стресс.
Когда мальчишка в 6-7-летнем возрасте рисует скорпионов, солдат, воинственных героев любимых мультфильмов – не стоит переживать, это нормально. Если девочка аналогичного возраста с упоением изображает принцесс, королев. Рисует различные платья, бантики, заколочки, представляя себя в роли изображенных красавиц. Эти рисунки тоже являются нормой.
Важно при анализе обращать внимание на цветовую палитру. Синий – выражение покоя и уверенности. Зеленый – передает степень защищенности и внутреннюю стабильность. Красный – цвет конфликта и напряжения. Желтым цветом выражаются положительные эмоции, жизнерадостность. Розовый – хрупкость, нежность, чувствительность. Серый может выразить тревогу и внутренний дискомфорт. Если в рисунках детей много черного цвета, это признак подавленности, эмоционального прессинга.
Когда ребенок полностью заштриховывает или закрашивает фигуру, возможно, его что-то или кто-то тревожит. Конкретный образ может указывать на реальный объект. Будь то заболевший родственник или негативная ситуация.
Значение имеет как размер рисунка, так и его расположение относительно листа бумаги. Если изображенные объекты слишком мелкие – ребенок робкий, недостаточно уверен в себе. Когда рисунок сильно смещен вверх – можно говорить о завышенной самооценке и недовольстве положением в коллективе или семье.
Вещи первостепенной важности дети изображают самыми большими. Все незначительное – маленькими. Неестественно большая голова – признак превосходства разума над чувствами. Увеличенные уши – ребенок придает большое значение мнению окружающих.
Анализируя творчество детей, важно получить общее эмоциональное ощущение от увиденного. Можно совместно с ребенком обсудить все, изображенное на бумаге. Художественные способности ребенка помогут лучше понять его внутренний мир. Увидеть, кем он считает себя в этом мире, в обществе и семье.